УСТАМИ ПЕРСОНАЖЕЙ...

"Устами младенца глаголет истина".

А устами литературных героев глаголет автор.

Тем не менее, считаю своим долгом предупредить, что в ряде случаев моя личная точка зрения не совпадает с мнением нижецитируемых лиц и потому я не несу никакой ответственности за ту чушь, которую они порой изрекают в моих книгах.

* * *

 "Полностью упорядочить этот мир нельзя, как вы до сих пор еще этого не поняли? Но в то же время любое общество никогда не допустит того, чтобы в нем царил беспредел. Вот возьмем, к примеру, тюрьму. Сидят в одной камере воры, мокрушники, насильники, карточные шулеры и мошенники всех мастей. Все они не признают законов и, следовательно, представляют собой Хаос. Однако, сведенные вместе в тесном пространстве, они не кидаются друг на друга, как скорпионы в банке, а сами устанавливают свои законы совместной жизни. И пускай эти законы не всегда справедливые и человечные, но, в сущности, они представляют собой определенную меру Порядка. Так разве не очевидно, что сама система человеческого общества основана на определенном соотношении Порядка и Хаоса? И то, что вы называете преступностью, на самом деле является реакцией системы на нарушение этого соотношения в пользу Порядка, а то, что, рано или поздно, любого преступника ловят и сажают или отправляют на эшафот, является реакцией системы на выход Хаоса за установленные рамки" (Вор-карманник Жора Стюш из романа "Сеть для игрушек").

* * *

"Ты не должен вмешиваться, ты же давал клятву Наблюдателя! Что было - то было, и пусть все останется так, как есть. Если мы начнем переделывать мир заново, кроить и штопать Историю на свой лад, из этого, может быть, что-то и получится, но человечество уже не будет тем человечеством, которым оно является в наше время" (Наблюдатель из одноименного рассказа).

* * *

"Эта профессия - нечеловеческое занятие... Я знаю: как и многие другие, эта работа необходима обществу, она приносит неоценимую пользу людям, но заниматься ею и оставаться нормальным человеком - невозможно! Нельзя человеку ежедневно убивать в себе то, что делает его человеком!" (Пси-эксперт Валентин Валентинович ("Тиныч") из рассказа "Тысяча и одна смерть").

* * *

"Весь двадцатый век в отечественной истории был веком претворения в жизнь якобы великих, а на самом деле - маниакальных идей. Это был век мифов, и, рано или поздно, должен был наступить крах этих мифов, а когда он все же наступил, и страна была поглощена хаосом и развалом, то, рано или поздно, должен был прийти следующий, еще более страшный маньяк с очередной, еще более бредовой идеей... И вот тут выяснилась одна прелюбопытнейшая штукенция... Оказывается, будучи возведенной в ранг государственной политики, шизофреническая концепция весьма удобна и выгодна обществу" (Историк Андрей Огюстович Коблар из рассказа "Параллельный перпендикуляр").

* * *

"Бывает, смотришь на человека со стороны - и ведь знает он, что на него будут смотреть потомки, а все равно гадости всякие творит. Все равно подличает, все равно предает, врет, хитрит... Аж противно становится!" (Референт-оператор Отдела Личных Судеб Руслан Киреев из рассказа "Настоящая жизнь").

* * *

"Странные вы существа, люди. Самые странные из всех известных нам существ, а мы их знаем уже немало, можете нам поверить... Вместо того, чтобы перед лицом неизбежной гибели посвятить себя настоящим, полезным человечеству делам, вы впадаете в рефлексию, начинаете метаться, мучиться, страдать, употреблять наркотики и алкоголь, пытаетесь покончить с собой - в общем, еще более неразумно и бессмысленно тратите свое время. Вы слишком подвержены эмоциям, особенно - отрицательным" (Инопланетяне из рассказа "Самые странные существа").

* * *

"На протяжении многих веков люди пугали самих себя концом света. Долгое время за конец света принимали заурядные солнечные затмения, извержения вулканов и прочие природные катаклизмы... В двадцатом веке нас долго успокаивали тем, что ядерной войны не будет допущено, а если она все же произойдет, то все человечество не погибнет. Выживет тот, кому повезет, кто будет готов к этому... И мы стали покупать противогазы и индивидуальные атомные убежища. Мы стали слушать лекции о радиоактивном заражении и прочих опасностях ядерных взрывов. Мы стали проводить учения по отработке действий в случае атомной тревоги. Наконец, мы стали описывать ужасы ядерного Армагеддона в книгах, фильмах, картинах и других произведениях искусства. Все это, считали мы, служит благому делу - предупредить людей о потенциальной опасности самоуничтожения. Но одновременно с этим мы волей-неволей запугивали самих себя... И в результате мы внушили самим себе этот страшный, безумный синдром несуществующей болезни - Синдром Боязни Конца Света" (Безымянный герой рассказа "Глупые газели").

* * *

"Любая конечная цель не должна быть достигнута. Иначе существование - в том числе и Разума - теряет свой смысл... Каждый шаг вперед неизбежно сопровождается потерями, и иногда на пути к абсолютному совершенству мы теряем больше, чем приобретаем" (Магистр парапсихологии Сирт Тарвуд из рассказа "Возвращение рэнера").

* * *

"Счастье - это эмоция, характеризующая оптимальную удовлетворенность человека пространственно-временным континуумом и деленная на корень икс минус один" (Безымянный герой рассказа "Допрос").

* * *

"На вопрос "В чем смысл жизни?" любой ответ будет правильным" (Безымянный герой рассказа "Допрос").

* * *

"Задумывался ли ты хоть раз, зачем Сизифу понадобилось катить на гору этот проклятый булыжник? Думаешь, он не понимал, что это физически невозможно?.. Конечно, понимал, не мог не понимать... Дело все в том, что ведь не ему самому нужно было, чтобы каменная глыба оказалась на вершине горы! Ей, глыбе, это было необходимо в первую очередь!.. Он был умным человеком, этот Сизиф, и он понял главное: следует разбудить бесчувственную, холодную громаду, заставить ее осознать, что опасно ей лежать там, внизу, и что пора и ей самой приложить какие-то усилия, чтобы подняться наверх! Он был первым воспитателем, этот упрямец, и его поддерживала только одна мысль: рано или поздно, результат будет, главное - дать глыбе первый толчок, ведь любой труд Воспитателя не бывает, не может быть напрасным!" (Руководитель научно-практического проекта "Оптимум" Джанком Тарраф из повести "Один плюс один не равняется двум").

* * *

"Да что же это за существо разумное "гомо сапиенс", если при малейшем негативном изменении окружающей среды он теряет разум и начинает уничтожать себе подобных, стремясь к единоличному выживанию?!.. И о какой эволюции рода человеческого в космических масштабах, о каких контактах с иными цивилизациями может идти речь, если человек с человеком не способен наладить взаимопонимание?!.. Нет и не может быть никаких причин для вражды между людьми! Нет и не может быть ничего, что бы не делилось поровну между людьми! Терпимость, великодушие и гуманизм - вот три кита Разума, и только они могут обеспечить Прогресс!" (Герой повести "Один плюс один не равняется двум" по кличке Один).

* * *

"Необъятное объять можно, это баобаб нельзя объять" (Руководитель научно-практического проекта "Оптимум" Джанком Тарраф из повести "Один плюс один не равняется двум").

* * *

"Я хотел невозможного... Я пожелал стать Христом, всепрощающим и мудрым гуманистом, которого даже гибель не смогла свернуть с избранного пути. Но я не учел, что для такого превращения мне поневоле пришлось бы перестать быть человеком... Я готовился к борьбе с насилием. Но оно оказалось, как говорится в армии, условным, ненастоящим противником, потому что в конечном счете мне пришлось бороться с самим собой. Свое второе "Я" - вот кто является реальным противником каждого человека, и над ним очень трудно, если вообще возможно, одержать верх" (Бывший спецназовец, сотрудник ЮНПИСа Ян Рамиров из повести "Реальный противник").

* * *

"Принципы для того и существуют, чтобы их нарушать время от времени. Иначе мир будет топтаться на месте. В конце концов, мы их сами выдумываем, всю эту мораль и нравственность. Выдумываем под влиянием сиюминутных потребностей. А потом крутимся, как караси на скороводке, потому что и хочется, и колется!.. И что тогда делать, как не нарушить догму?" (Начальник оперативного отдела ЮНПИСа Николь Брилер из повести "Реальный противник").

* * *

"Да поймите вы, черт вас побери, что для начала нужно хотя бы уяснить, что такое Добро, а что такое Зло! И вообще, существуют ли эти понятия в чистом виде или они постоянно смешиваются, переходят одно в другое? Я прежде всего хотел, чтобы люди задумались над этим и не были излишне категоричными, иначе такое Добро добром не кончится! А сегодня - и тем более!.. И так уже на наших глазах одни люди во имя Добра уничтожают других, а все остальные аплодируют и кричат им "бис"! Это, по-вашему, и есть Добро?!" (Бывший сотрудник ЮНПИСа, писатель Ян Рамиров из повести "Пока молчат оракулы").

* * *

"Что же за народ у нас, если он, как зомби, подчиняется любому влиянию?! Я ненавижу такой народ, понимаешь, ненавижу!" (Бывший милитар Виктор Кранц из повести "Пока молчат оракулы").

* * *

"Пьянь и шваль" - тоже люди, хотя они и не соответствуют общепринятым представлениям о человеке... Очень трудно разглядеть в окружающих не скотов, а людей, но именно этому должен всю жизнь учиться каждый человек... Ради любви к людям я постоянно вынужден был причинять им боль - как отец, порющий ремнем своего ребенка и искренне полагающий, что делает это для блага своего любимого чада. Это вообще присуще человечеству: проявлять свою любовь к ближнему, причиняя ему боль" (Бывший сотрудник ЮНПИСа, писатель Ян Рамиров из повести "Пока молчат оракулы").

* * *

"Лично я бил, бью и буду бить этих инопланетных гадин до тех пор, пока жив. Не я первым напал на них, а они - на меня, так почему, мать их так, я должен теперь с ними церемониться?! И мне плевать, кто сидит в той "калоше", которая собирается меня уничтожить, - разумные пауки, безмозглые роботы или такие же существа, как мы. Главное - это враги, угрожающие моему дому, и я вижу свой долг в том, чтобы истребить этих врагов как можно больше!" (Спейсер Объединенного Звездного Корпуса Константин Луцик из романа "Враги по разуму").

* * *

"Разве скроешься от таких специалистов? Такие из-под земли достанут... Заломят руки за спину и начнут бить под дых и топтать ногами - не потому, что ненавидят, а просто потому, что так положено им по долгу их проклятой службы: задержать и обезвредить... Зато - стражи безопасности! Наша надежда и опора!.. Господи, откуда только берутся такие? И неужели человечество никогда не сможет обойтись без этих социальных ассенизаторов, которые с удовольствием топчут и убивают одних ради мнимой безопасности других?" (Лейтенант Объединенного Звездного Корпуса Гал Светов из романа "Враги по разуму").

* * *

"В нашем мире одни люди правят другими, и в нем есть такие непреходящие вещи, как деньги, власть и непрерывное удовлетворение всевозможных потребностей. Если же все люди станут бессмертными, то они автоматически станут равными, ибо исчезнет один из главнейших рычагов подчинения их чужой воле: страх смерти. И тогда рухнут веками складывавшиеся основы общественного устройства и останутся не у дел те, кто считает себя сильными мира сего... Поэтому даже если бы все спецслужбы мира получили подобную информацию [о способе стать бессмертным], они-то уж позаботились бы о том, чтобы надежно упрятать ее в бронированные сейфы, под суперсекретные грифы. И знали бы об этой тайне лишь единицы, а те, кому знать ее не положено, но кто случайно оказался к ней причастен, убирался бы старым испытанным способом" (Полковник Анатолий Зографов, начальник оперативного отдела спецслужбы ОЗК, из романа "Враги по разуму").

* * *

"Человечество не привыкло, чтобы в его рядах был кто-то, кто отличался бы от всех прочих людей чем-нибудь существенным... Здесь нужно, чтобы или все - или никто!.. Пресловутый принцип равноправия. Тех же, кто стал исключением из этого принципа, общество постарается изгнать из своих рядов, обвинив прежде всего в нечеловечности. Как будто кто-то знает, что это такое - человечность!.. "Самый человечный человек"... "Гуманизм неотделим от человечности"... Одни лишь ничего не значащие лозунги научились мы выдумывать, чтобы скрыть за ними незнание своей сущности. И нежелание познать ее в дальнейшем. "Человек есть человек"... И этим всё сказано, и от этого определения мы за много веков так и не сумели продвинуться вперед ни на шаг" (Лейтенант Объединенного Звездного Корпуса Гал Светов из романа "Враги по разуму").

* * *

"Ну их всех к черту! Какое им дело до меня? Опять будут просить сделать кого-то бессмертным. Почему-то им кажется, что достаточно обрести бессмертие - и ты тут же решишь все проблемы. Им и в голову не приходит, что это, наоборот, начало всех проблем. Да, конечно, каждый боится смерти. И каждому хочется перехитрить природу, обмануть все физические законы - и увековечить себя во плоти. А потом приходит отрезвление. Оно неизбежно, ведь, только обретя неуязвимость, начинаешь понимать: ты как бы приговорил себя стоять на берегу, от которого отплывает в вечное путешествие корабль, на борту которого - все остальное человечество" (Лейтенант Объединенного Звездного Корпуса Гал Светов из романа "Враги по разуму").

* * *

"Любой человек - уникальное создание, а посему нет таких идеалов, ради которых можно было пожертвовать им, как фигурой в шахматной игре... Как ни печально это сознавать, но это факт: чтобы пожертвовать собой ради других, нужно очень любить их. А ведь нельзя любить тех, кого не знаешь, вот почему мне всегда казались ложью чьи-нибудь публичные признания в "любви к народу"... Совершать подвиг вообще нельзя заставлять кого бы то ни было, такое принуждение так же противоестественно, как любовь евнуха..." (Директор Дома слепоглухонемых Иван Александрович из рассказа "Слишком умная собака").

* * *

"... Меня заразили этим непонятным, неприличным желанием: любить одну-единственную, пусть самую невзрачную на вид, но мою женщину, и чтобы она тоже любила только меня, и чтобы я ей всегда был нужен - не только для оплодотворения и даже совсем не для этого!.. Любить ее так, чтобы без нее невозможно было жить на свете!.. Но ведь я не умею этого. Меня никто не научил любить эту самую единственную и родную... Я же всю жизнь видел в этом только работу, только обязанность, только полезную общественную функцию... Как же мне научиться любить не в интересах всего общества, а лично для себя, как?!.. Не к кому обратиться, чтобы меня поняли. Не с кем посоветоваться - сочтут извращенцем, вот и всё" (Общественный осеменитель Берт из рассказа "Извращенец").

* * *

" Ну, почему всегда так получается, а? Почему за всё хорошее обязательно нужно платить - деньгами, совестью, правдой? Почему?!.. Когда люди уходят в мир иной, то не надо пытаться вернуть их. Все эти "призраки" - не более, чем попытка обмануть себя. Опасная попытка, потому что возникает соблазн требовать от них того же, что мы вправе требовать от живых. Чтобы жить, надо уметь забывать тех, кто ушел навсегда. А мы судорожно цепляемся за них, пытаемся вернуть любым способом. Не их самих - так их стопроцентные копии" (Девушка Оля из рассказа "Мне тебя так не хватает!").

* * *

"Я был послан Тобой, дабы судить людей за совершенные ими грехи... И я пришел, и судил их... Я видел их души и жизнь, как длань свою, и стало ясно мне, что мало среди людей душ чистых и достойных нового существования, ибо безмерно отягощены они прегрешениями большими и малыми... И не смел я помогать им - не столько в силу воли Твоей, сколько потому, что считал их недостойными помощи этой, даже если люди в ней действительно нуждались... И понял я также, что корень зла людского зиждется в самой природе человеческой, повелевающей им жить ради себя и ради продолжения рода своего... И придумал я новую заповедь для них: "Живите не ради себя самих, а ради других людей", но не знал, как я буду проповедовать им истину эту... Оказалось же - известна им эта заповедь с давних времен, и следуют они ей до сих пор, когда речь идет о спасении ближнего своего... И оказалось также: чтобы судить людей и делить их на достойных и грешников, нужно самому быть человеком... А самое главное для человека - сердоболие да милосердие по отношению ко всему живому и сущему, ведь именно это и отличает его от зверя дикого... Но если взять меня, "Спасителя Человечества", - как я мог судить их без милосердия?.. А с другой стороны, не могу же я оправдывать таким образом подлинных негодяев и злодеев? Как же определить грань, за которой в душе человека не остается ничего человеческого?!.." (Спаситель Человечества из рассказа "Последнее пришествие").

* * *

 

Hosted by uCoz